Фрейд закончил работу над текстом «Психопатологии обыденной жизни» (Zur Psychopathologie des AHtagslebens), имеющей подзаголовок «О забывании, оговорках, суеверии и заблуждениях» в 1901 году, — «поучительной и приятной для чтения книги, доступной и неспециалистам» (К. Г. Юнг). Исследование прежде всего посвящено изучению забывания и воспоминания.
Эти вопросы освещены в разделах: «Забывание собственных имен» (в разделе изложена работа 1898 г. «К психическому механизму забывчивости»), «Забывание иностранных слов», «Забывание имен и словосочетаний», «О воспоминаниях детства и покрывающих воспоминаниях», «Забывание впечатлений и намерений». Кроме этого, в исследовании анализируются ошибочные действия (разделы: «Обмолвки», «Очитки и описки», «Действия, совершаемые «по ошибке», «Симптоматические и случайные действия», «Ошибкизаблуждения», «Комбинированные ошибочные действия») и дается общий взгляд на проблему («Детерминизм. — Вера в случайности и суеверие. — Общие замечания»). Значительное число приводимых примеров Фрейд берет из самонаблюдений.
По Фрейду, ни одно ошибочное действие, забывание и т. д. не является случайным, а есть результат прорыва подавленного бессознательного. Следовательно, изучение таких, казалось бы, несущественных фактов, как описки, ошибки, забывание имен и т. д., является для психоаналитика важнейшим инструментом проникновения в сферу бессознательного.
Содержание.
I. Забывание собственных имен
II. Забывание иностранных слов
III. Забывание имен и словосочетаний
IV. О воспоминаниях детства и покрывающих воспоминаниях
V. Обмолвки
VI. Очитки и описки
VII. Забывание впечатлений и намерений
VIII. Действия, совершаемые «по ошибке»
IX. Симптоматические и случайные действия
Х. Ошибки-заблуждения
XI. Комбинированные ошибочные действия
XII. Детерминизм. – Вера в случайности и суеверие. – Общие замечания
В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там «воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец». В палате обитают пять человек. Первый — «худощавый мещанин с рыжими блестящими усами и с заплаканными глазами». Он, видимо, болен чахоткой и целый день грустит и вздыхает. Второй — Моисейка, весёлый дурачок, «помешавшийся лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская». Ему одному дозволяется покидать палату и ходить в город побираться, но все, что он приносит, отбирает сторож Никита (он принадлежит к числу тех людей, которые обожают во всем порядок, и потому нещадно бьёт больных). Мойсейка любит всем услуживать. В этом он подражает третьему обитателю, единственному «из благородных» — бывшему судебному приставу Ивану Дмитриевичу Громову. Он из семьи зажиточного чиновника, которого с определённого момента начали преследовать несчастья. Сначала умер старший сын — Сергей. Потом он сам был отдан под суд за подлоги и растрату и вскоре умер в тюремной больнице. Младший сын Иван остался с матерью без средств. Он с трудом выучился и получил должность. Но вдруг оказался болен манией преследования и попал в палату № 6. Четвёртый обитатель — «оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом». Кажется, что он потерял способность мыслить и чувствовать; он не реагирует, даже когда Никита его зверски бьёт. Пятый и последний обитатель — «худощавый блондин с добрым, но несколько лукавым лицом». У него мания величия, но странного свойства. Время от времени он сообщает соседям, что получил «Станислава второй степени со звездой» или какой-то совсем редкий орден вроде шведской «Полярной звезды», но говорит об этом скромно, как бы сам удивляясь.
Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Философия Зигмунда Фрейда.
История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний.
Чтобы лечить психическое заболевание, нужно знать его причину, а это гораздо сложнее, чем узнать причину соматического заболевания. Поэтому Фрейд вначале увлекается гипнозом: ему кажется, что с помощью гипноза возможно открыть те глубины человеческой психики, в которых берут начало сложные психические заболевания. Исследуя своих пациентов при помощи гипноза, Фрейд делает поразительное для того времени открытие: оказывается, душевная жизнь человека не ограничивается его сознанием. В философии, начиная с XVII в. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, И. Кант и т. п.), преобладала концепция полной открытости нашего сознания. Считалось, что все наше сознание можно исследовать при помощи разума.
Фрейд же при помощи гипноза установил, что сознание, которое доступно человеку в обычном его состоянии, это лишь очень небольшая часть всей психической деятельности человека. Кроме сознательной, в психике есть еще и подсознательная, и бессознательная сфера. И именно бессознательная сфера определяет сознание.
В лекции анализируются знаменитые принципы метода психоанализа З. Фрейда, рассматривается концепция возникновения культуры, анализируется структура личности.
Зигмунд Фрейд – великий австрийский психолог, психиатр и невролог, известен как основатель психоанализа. Он разработал оригинальный и не использовавшийся никем до него метод лечения психических отклонений — психоанализ.Наиболее значимая парадигма работ Фрейда, являющаяся по признаю многих ученых кульминацией его научного творчества — разработка трёхкомпонентной структурной модели психики, состоящей из «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
В книге излагаются практические советы, методики и принципы масштабного мышления, овладев которыми, вы сможете достичь успеха в любой сфере деятельности.